• Главная
  • Новости
  • История храма
  • Святые и святыни
  • Фотоальбом храма
  • Духовенство храма
  • Воскресная школа

13 апреля 2025 года. Вход Господень в Иерусалим

 

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

 

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

 

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

 

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

 

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

 

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

 

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

13 апреля на телеканале «Культура» состоится показ центрального концерта празднования столетия со дня блаженной кончины Патриарха Тихона «Хранитель Церкви Русской»

 

В Вербное воскресенье, 13 апреля, в 14:55 телеканал «Культура» представит в эфире запись центрального концерта празднования столетия со дня блаженной кончины Патриарха Тихона «Хранитель Церкви Русской». Музыкально-литературная постановка состоялась в Москве 07 апреля 2025 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

 

Концерт построен на художественной обработке воспоминаний сотрудницы ГПУ из охраны Патриарха Тихона Марии Вешневой во время заключения его в Донском монастыре с мая 1922 по июнь 1923, а также на свидетельствах современников, текстах рассекреченных документов, выдержках из газет, стенографических записей судебных заседаний и посланий самого святителя Тихона. С помощью визуально-художественных средств участники музыкального события показывают трагические и одновременно героические страницы истории Русской Православной Церкви, раскрыв духовную силу Отечества. В постановке исполняются наполненные смыслом повествования сочинения Модеста Мусоргского, Александра Архангельского, Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова, Михаила Котельникова, Николая Римского-Корсакова и др.

 

Участники концерта:
● Патриарший архидиакон Константин Барган;
● Народная артистка РСФСР Ирина Купченко;
● Кандидат философских наук Сергей Кругликов;
● Актер Александр Хананин;
● Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России, художественный руководитель – народный артист России, профессор Валерий Полянский;
● Московский Синодальный хор, художественный руководитель – заслуженный артист России Алексей Пузаков;
● Хор Санкт-Петербургской духовной академии, художественный руководитель – Раиса Гундяева;
● Хор Московской духовной академии, руководитель - иеромонах Нестор (Волков), дирижер – дьякон Николай Чернов;
● Хор «Артос» храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве города Москвы, художественный руководитель - Варвара Волкова;
● Ансамбль «Колокола России», руководитель – Галина Филимонова.

 

Дирижеры: заслуженный артист России Алексей Пузаков, Раиса Гундяева, Варвара Волкова, Михаил Котельников.

 

Солисты: Екатерина Калинина (меццо-сопрано), Леонид Кучумов (баритор), Алёна Кузнечикова (сопрано).

 

Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив, Правительства Москвы, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Московского филиала Всероссийского хорового общества, Фонда «Академия хоровой культуры».

 

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, 6 апреля 2025 года от Донского монастыря в Москве началось принесение ковчега с мощами святителя Тихона, которое охватит не менее чем 90 крупных городов России и Белоруссии. Пребывание этой святыни в городах предполагается сопроводить культурными мероприятиями, в том числе проведением духовно-просветительских концертов по сценарию музыкально-литературной постановки «Хранитель Церкви Русской», рассказывающих о жизни святителя Тихона.

Приглашаем на ярмарку

7 апреля 2025 года. Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Благовещение Пресвятой Богородицы — в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

 

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

 

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

 

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

6 апреля 2025 года. Неделя 5-я Великого Поста, преподобной Марии Египетской

 

В пятую неделю Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской, Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги этой великой святой, обращает наше внимание глубину ее грехов, ее падения и на беспримерный подвиг ее покаяния.

 

Евангельское чтение этого дня уже наши мысли обращает к Страданиям Христа и к Голгофе. Содержание богослужения 5-й Недели и следующей седмицы во многом заимствуется из притчи о богаче и Лазаре. Грешник, богатый лишь страстями, но скудный добродетелями, должен оплакать это свое бедственное, губительное состояние и молить Спасителя, дабы избавил его части немилосердного богача и удостоил вместе с Лазарем Небсного упокоения.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

30 марта 2025 года. Архиерейское богослужение

 

30 марта 2025 года в кафедральном соборе благоверных князей Бориса и Глеба Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Пассию – Последование Святых и спасительных Страстей Христовых.

 

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи). О восприятии и значении событий, которые вспоминались верующими во время чтения акафиста и евангельского повествования, шла речь в архипастырском наставлении:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры мы с вами слышали акафист Страстям Христовым, а также евангельское чтение от Иоанна. Перед нашими мысленными очами вновь проходили евангельские события, в которых Спаситель, Сын Божий, Царь мира предстает перед нами как безгласная Жертва, которая не противится злобному предателю, книжникам и фарисеям.

 

Спаситель – как Агнец, который не открывает Свои уста и принимает на Себя всю злобу мира. Вот такой образ мы видим в акафисте, а также в строках евангельских повествований. Однако отчасти, когда мы воспринимаем подобную картину, у нас возникает вопрос: ведь Господь всесилен, Христос – Сын Божий, почему же Господь принимает все страдания, почему не противится?

 

На каждое событие нужно смотреть с разных точек зрения. И мы видим, что одно и то же событие воспринимается свидетелями по-разному. Мы читаем повествования евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка, Луки, видим, что Евангелие от Иоанна содержит, в том числе, и другие акценты. Если мы будем рассматривать не только Евангелие, которое только что слышали, но и главы, предшествующие этому описанию, то увидим, что Спаситель заранее предупреждает учеников о Своих Страстях, причем Он говорит о них как о части славы.

 

Вводя учеников в пространство Страстей, Господь говорит – ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в нем. Каким же образом прославляются Сын и Отец? Спаситель претерпевает язвы, раны, страшные унижения, но в этом и состоит венец славы. Господь принимает все это, чтобы убить через Себя диавольскую силу и крепость. Смерть Христа на Кресте – апофеоз человеческого безумия и злобы, но он становится и апофеозом прославления Сына Божия. Неслучайно евангелист фиксирует слова Спасителя перед страшной смертью Богочеловека – «совершилось»!

 

Что же совершилось? Искупление человеческого рода, и через это – прославление Сына Божия и Отца, который послал Своего Единородного Сына, чтобы искупить человечество, убить смерть, возвести человечество на Небо. В этом заключается парадоксальный и непостижимый для человеческого сознания час славы, прославления Спасителя. Но если Господь, Сын Божий, принимает на Себя всю человеческую злобу, будем ли малодушествовать, когда мир злобствует, когда волны человеческой злобы касаются и наших сердец? Будем смотреть на смиренный Лик Спасителя, который понимает цель процесса, который проходит через унижение, через бесславие к часу славы. Будем тверды перед лицом испытаний и искушений, подстерегающих нас, имея качестве примера и недостижимого образца Божественную любовь и смирение Спасителя, Сына Божия.

 

Официальный сайт Рязанской епархии

 

30 марта 2025 года. Неделя 4-я Великого Поста. Преподобного Иоанна Лествичника

 

В богослужении этой Недели Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века, преподобного Иоанна Лествичника, который с 17 лет подвизался на Синайской горе. В своем творении «Лествица рая» он изобразил путь духовного совершенст­вования в виде лестницы из 30 ступеней делания добродетелей. В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Воскресная школа продолжает работу

 

«Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни», – говорил отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Хотите узнать, как мы претворяем в жизнь слова нашего великого соотечественника? Заходите на официальную страницу воскресной школы в социальной сети ВКонтакте. Адрес: https://vk.com/club216303337

23 марта 2025 года. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

 

Слово о кресте ...для нас, спасаемых, – сила Божия. 1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

 

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

 

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

 

О поклонении Кресту

 

... «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

 

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

 

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

 

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

 

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

 

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

 

Преподобный Иоанн Дамаскин,
Точное изложение православной веры кн. 4

 

Приглашаем на концерт хоровой музыки «Тайна духовного слова»

 

23 марта в 15:30 в Рязанской областной филармонии состоится концерт хоровой музыки «Тайна духовного слова».

 

В программе – духовные сочинения Николая Голованова, Владимира Пономарёва, Альфреда Шнитке, Виктора Калинникова и других композиторов в исполнении Московского молодёжного шнитке-хора.

 

Вход свободный!

 

Официальный сайт Рязанской епархии

Еще статьи...

  1. Великий пост 2025. Таинство Елеосвящения (Соборование)
  2. 16 марта 2025 года. Неделя 2-я Великого Поста. Святителя Григория Паламы
  3. 9 марта 2025 года. Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия
  4. 2 марта 2025 года. Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Страница 4 из 45

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Вперёд
  • В конец