15 мая 2024 года. Архиерейское богослужение

 

Князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они предпочли кончину от рук убийц перспективе вступления в кровавую распрю со своим братом Святополком, страстно желавшим взойти на Киевский престол. Уже Ярослав Мудрый, глубоко почитавший подвиг своих братьев, построил в Вышгороде под Киевом храм в их честь, куда были положены мощи страстотерпцев. Это святое место было символом братской любви Ярославичей и их совместного служения Родине. А знаковой датой их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба в 1115 году в новый храм. На событии присутствовали три сына князя Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод.

 

О подвиге святых князей Бориса и Глеба, о единстве и угрозах вражды говорил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в наставлении после богослужения в день празднования перенесения мощей братьев-страстотерпцев:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали Евангелие от Иоанна, которое заканчивалось словами о том, что верующий в Господа и творящий заповеди на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь. Такие слова Христос говорит всем тем, кто Его слушал, подчеркивая идею, что человек, имеющий веру и творящий дела веры, прямо становится наследником Небесном Царствия, минуя Страшный Суд. И такими людьми, которые перешли от смерти в жизнь, стали юные христиане Роман и Давид – такие имена получили во святом Крещении князья Борис и Глеб. Они старались взращивать в своей душе христианские добродетели, жили согласно заповедям Спасителя и тем правилам жизни, которым учил их святой отец, равноапостольный князь Владимир.

 

Но нечестивый Святополк попытался незаконным образом захватить престол отца, сесть в стольном граде Киеве. А чтобы законные наследники Киевского престола ему не мешали, он решил с ними расправиться, жестоко убив обоих братьев.

 

Мы сегодня прославляем их память и в очередной раз вспоминаем их брата, который получил в народе страшное прозвище Окаянный. Этот человек принес раздор и вражду в пределы Святой Руси, но этот раздор имел место не только в то в далекое время, когда Русь лишь начинала жить согласно заповедям Спасителя. Эта рознь и вражда присутствовала на протяжении столетий. Подобные раздоры, стремление разделить наш народ и подвергнуть угрозе само понятие «Святая Русь», извратить наследие князя Владимира и святых отцов присутствует и сегодня. Вследствие этой вражды кровь не одного, но многих тысяч людей проливается сегодня на земле, где жил князь Владимир. Мы молимся сегодня его детям, благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, чтобы они помогли нам преодолеть эту смуту, чтобы ходатайствовали перед Богом об исцелении ран Святой Руси, и чтобы наш народ изгнал вражду, злобу и ненависть из своей среды и вновь продолжил свое историческое шествие в этом мире как народ Святой Руси.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

15 мая 2024 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида

 

 

15 мая 2024 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.

 

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.

 

Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.

 

Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»

 

Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе

12 мая 2024 года. Праздник в воскресной школе

 

В это воскресенье были подведены итоги городского конкурса «Семья – малая церковь». После получения памятных дипломов и беседы о празднике Пасха с протоиереем Георгием Авериным, гости отправились на праздничное чаепитие. Встреча завершилась весёлым колокольным трезвоном для всех желающих. Выставка детских рисунков о семье  продолжится в Борисо-Глебском соборе до 12 июня 2024 года.

 

Смотреть фотографии в группе ВКонтакте

19–20 мая 2024 года в Рязань будет принесен Казанский образ Божией Матери

 

С 19 по 20 мая рязанцы смогут поклониться Казанскому образу Божией Матери. Икона, в остальное время хранящаяся в Казанском соборе на Красной площади Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет принесена в епархии Русской Православной Церкви. Масштабное событие организует Комиссия по развитию паломничества и принесению святынь совместно со Всемирным русским народным собором.

 

В Рязани святыня будет пребывать в кафедральном соборе Рождества Христова, встреча состоится 19 мая в 7.30.

 

Начало принесения будет положено Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2024 года после Всероссийского молебного пения. Затем святыня отправится по епархиям Русской Православной Церкви. 

 

О предстоящем общероссийском принесении Казанского образа в епархии Святейший Патриарх Кирилл сказал следующее:

 

«6 мая сего года, в понедельник Светлой седмицы, от стен Московского Кремля на Красной площади стартует масштабный крестный ход, начало которому было положено еще в прошлом году. Тогда различные регионы страны посетил ковчег с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Более 800 тысяч человек смогли принять участие в этом начинании и вознести горячие прошения небесному покровителю земли Российской и ее воинства о Русской Церкви, Отечестве и народе нашем. 

 

В нынешнем году главной святыней Всероссийского молебна станет недавно обретенный Казанский образ Божией Матери, который вплоть до гражданской войны находился в одноименном храме на Красной Площади в Москве, возведенном князем Дмитрием Пожарским после освобождения Первопрестольного града от иностранных интервентов. Настоящий крестный ход, который завершится к 4 ноября — дню чествования Казанской иконы, охватит более 60 российских городов, и надеюсь, что как можно большее число людей смогут поклониться сему дивному образу Божией Матери. 

 

Казанский образ Пресвятой Богородицы — святыня, особенно дорогая нашему народу, ибо с этой иконой связано преодоление одного из самых суровых и сложных периодов в отечественной истории. Она стала символом славных побед, сугубого водительства и покровительства Царицы Небесной над Россией. По молитвам перед сим древним образом Матерь Божия не раз являла Свою чудесную помощь: избавляла от напастей и искушений, отводила беду, укрепляла в испытаниях и утешала в скорбях.

 

Верим, что и сегодня Избранная от всех родов Заступница рода христианского (кондак 1) милостиво примет обращенные к Ней молитвы всех усердно Ее почитающих и покроет державным Покровом землю Русскую, ограждая от опасностей, подавая мудрость власть имущим, защищая воинов и преклоняя к народу нашему милосердие Своего Божественного Сына».

 

Официальный сайт Рязанской Епархии 

Пасхальный выпуск программы «Митрополия»

Специальный Пасхальный выпуск программы "Митрополия" посвящен празднованию Светлого Христова Воскресения и рассказывает о значении главного для всех христиан праздника, особенностях пасхальный богослужений и традиций.

 

 

15 мая приглашаем на архиерейское богослужение

 

15 мая (среда) в престольный праздник Бориса и Глеба Божественную литургию в нашем храме совершит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Начало в 8.30.

Пасхальное послание митрополита Рязанского и Михайловского Марка – 2024 год

 

 

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас со светлым и радостным праздником Пасхи!

 

Христос Воскресе!

 

Вот и настало полное ликования время, когда мы встречаем долгожданный праздник Воскресения Христова. Наверное, не все наши соотечественники считают это торжество главным. Для многих таковым является Новый год. Причем, в сознании людей именно этот праздник символизирует завершение одного значимого периода и начало другого.

 

Для нас, православных людей, такой точкой отсчета и, вместе с тем, кульминацией всех событий церковного года является Пасха. И по мере удаления по времени от праздника светлого Христова Воскресения нам все сильнее хочется, чтобы он скорее вновь наступил. В светлом Пасхальном торжестве заключено все средоточие христианского благовестия. Все православное понимание жизни. Пасха – наша главная жизненная опора. Пасха – неиссякаемый источник нашей радости.

 

Ныне наш народ проходит через тяжелые испытания, и кто-то может сказать, что такие дни – не время для радости. И действительно, наступившее время скорбей и трудностей не предполагает веселья и развлечений. Но пасхальная радость имеет совсем иную природу. Пасхальная радость является источником сил и вдохновения для каждого верующего во Христа. И пусть эта радость, несмотря на переживаемые нами суровые испытания, озарит наши сердца, наполнит их миром Христовым и даст нам силы справиться со всеми трудностями настоящего времени.

 

Воистину Воскресе Христос!

 

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский

Пасха Христова Рязань, 2024 г.

5 мая 2024 года. Пасха. Светлое Христово Воскресение

 

Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.


Кондак: А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.

 

Читать о Празднике Светлого Христова Воскресения на сайте Православие.ру

Что нужно знать о Пасхе


 

Слово «пасха» («песах») с еврейского языка переводится как «прохождение мимо». Во времена Исхода евреев из Египта, в ночь последней «казни египетской», Господь поразил смертью всех египетских первенцев. Но ангел смерти прошел мимо домов евреев, у которых косяки дверей были помазаны кровью жертвенного агнца. Эти события заставили фараона отпустить еврейский народ. И в воспоминание об избавлении от смерти и египетского рабства была установлена ветхозаветная Пасха.

 

Пасхой назывался сам праздник и его жертвенная трапеза. Закланного жертвенного агнца (ягненка) запекали целиком и ели с горькими травами, не ломая костей. Каждая семья готовила собственного агнца (маленькие семейства могли объединяться).

 

Кроме агнца, ели опресноки – пресные лепешки. Горечь трав и пресный хлеб должны были напоминать евреям о ночи бегства, когда они выходили из Египта так поспешно, что даже не успели заквасить тесто. В память об этом целых семь дней от праздника ветхозаветной пасхи вкушался только пресный, не квасной хлеб. Ветхозаветная пасха – праздник-прообраз Пасхи Нового Завета. Так ее осмысливали уже на заре христианства. Апостол Павел пишет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

 

Жертва Христа освободила человечество от рабства греху и смерти. Христос умер за всё человечество на Кресте накануне еврейской пасхи. Он сошел во ад, откуда вывел праотцев, ожидавших Его прихода в мир. На третий день после Своего распятия Христос воскрес из мертвых.

 

Пасхальная трапеза

 

В отличие от других праздников Церкви, в Пасхальном торжестве важным является не только его содержание. Глубокое символическое значение имеют основные блюда пасхальной трапезы. Приготавливая и вкушая их, мы выражаем сопричастность празднику, вознося благодарение Богу за Его дары и заботу о нас.

 

Артос – освященный квасной хлеб, символизирующий Воскресшего Христа, пребывающего на земле с учениками. Это и отсылка к словам Христа: «Я есть Хлеб жизни», и воспоминание о традиции, восходящей к самим апостолам. Апостолы после Вознесения оставляли хлеб за трапезой на том месте, где прежде сидел с ними Христос, как знак того, что Он по-прежнему незримо присутствует среди них.

 

Кулич – это домашний пасхальный хлеб. Кроме того, способ приготовления кулича отражает образ совершенства Пасхи Нового Завета по сравнению с ветхозаветной. У христиан вместо горечи рабства – сладость освобождения от греха, вместо пресного хлеба (опресноков) – квасной кулич. В Евангелии с закваской сравнивается Царство Небесное.

 

Творожная пасха – в Ветхом Завете словом «пасха» называли пасхального агнца. Хотя сегодня в последованиях благословения пасхальной снеди есть особая молитва для благословения мяса, однако само название в настоящее время относит к творожному блюду, которое по своей форме напоминает гробную пещеру, оказавшуюся по воскресении пустой.

 

Яйцо – это древний символ жизни. Мертвое, окаменевшее снаружи, оно таит жизнь внутри, словно каменный Гроб Христов. Красный цвет яйца указывает на Животворящую Кровь Христа – Агнца Божия, пролитую во искупление грехов всего мира.


Пасхальные богослужения

 

Свой самый главный праздник православные христиане встречают на ночном богослужении. Оно начинается с особого чина, называемого Полунощницей. В полночь начинается крестный ход. Две тысячи лет назад мироносицы – женщины с благовонным миром (особым масляным составом), которым они хотели помазать тело Спасителя – пошли к пещере, где Он был похоронен, но не нашли Его, потому что Он уже воскрес.

И каждый год с крестными ходами вокруг тысяч православных храмов вся Церковь словно идет ко гробу Спасителя, но не находит там тела, и вновь разносится великая весть – «Христос воскрес!». Скорбь о смерти Христа претворяется в радость вечной жизни, а Ветхий Завет сменяется Новым.


После крестного хода следуют Пасхальная утреня и Литургия. В конце происходит вынос и освящение Артоса – пасхального хлеба.

 

Пасху – праздник праздников и торжество торжества – в Церкви особым образом отмечают в течение 40 дней. Столько времени Воскресший Господь пребывал со Своими учениками до Своего Вознесения на небо. В эти дни верующие во Христа приветствуют друг друга, исповедуя совершившееся чудо: «Христос воскресе» - Воистину воскресе!» Когда Пасхальный период в Церкви завершается, торжество Пасхи остается с нами в воскресных богослужениях, называемых малой Пасхой.

 

Первая неделя после Пасхи именуется Светлой седмицей. Ее богослужения подобны своим ликованием богослужению Пасхальной ночи.

 

О Причащении в Светлую седмицу

 

По канонам Православной Церкви христианам запрещено поститься в Светлую седмицу. При этом 66-е правило VI Вселенского собора предписывает всем клирикам ежедневное богослужение, а мирянам – причащение Святых Христовых Таин в дни Светлой седмицы. Поэтому христианин на Светлой приступает ко Причастию натощак, но без поста накануне.

 

Весть о Воскресении Христа – вот что самое главное во всем Евангелии!

 

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Вся человеческая жизнь оказывается бессмысленной, если нас не ожидает впереди воскресение. Церковь учит, что вечная жизнь ожидает всю полноту человеческого существа – тело, душу и дух.

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,

с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).

Крещение проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.


БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов, а для крестных родителей в 15-30 и в воскресенье с 13-30 до 14-30 в классе воскресной школы.


По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.

 

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает

 

ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ

сеть православных центров помощи для зависимых

 

8 (800) 600-16-93

бесплатно, профессионально, анонимно

 

protivnarko.ru

консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки