27 сентября 2024 года. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, вы­ра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как ору­дия спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. На­зва­ние ука­зы­ва­ет на тор­же­ствен­ное под­ня­тие Кре­ста вверх («воз­дви­же­ние») по­сле об­на­ру­же­ния его в зем­ле. Это един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник (т. е. один из две­на­дца­ти ве­ли­чай­ших празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла), ис­то­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не толь­ко но­во­за­вет­ные со­бы­тия, но и бо­лее позд­ние – из об­ла­сти цер­ков­ной ис­то­рии.

 

Рож­де­ние Бо­го­ма­те­ри, празд­но­вав­ше­е­ся ше­стью дня­ми ра­нее, – пред­две­рие тай­ны во­пло­ще­ния Бо­га на зем­ле, а Крест воз­ве­ща­ет о Его бу­ду­щей жерт­ве. По­это­му празд­ник Кре­ста то­же сто­ит в на­ча­ле цер­ков­но­го го­да (14/27 сен­тяб­ря).

 

Читать о Празднике на сайте Православие.ру

21 сентября 2024 года. Рождество Пресвятой Богородицы

 

В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится — пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир... И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца — только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?


Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась — снова, как говорит Евангелие, — не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие — против самих себя, не против других — для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию...


Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас — может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но — любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь.

 

Антоний, Митрополит Сурожский

 

Читать еще на сайте Православие.ру

В Рязани будет проводиться благотворительная акция «Подари книгу заключенному»

 

Центр подготовки церковных специалистов Рязанской епархии с 1 сентября по 14 октября проводит благотворительную акцию «Подари книгу заключенному», приуроченную к Дню милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся, отмечаемому в праздник Покрова Божией Матери.

 

В эти дни приглашаются все желающие пожертвовать книги православного содержания в любой храм Рязани за свечной ящик для создания и пополнения православных библиотек в пенитенциарных учреждениях Рязанской области. Для сбора будут установлены специальные коробки. Книги можно жертвовать в любом количестве, но в жестком переплете, желательно не рваные, без надписей и т.п. Тематика книг – исключительно православная.

 

Книги христианского содержания дают возможность реально оживить душу, помочь обрести подлинный смысл жизни, послужить духовно-нравственному просвещению обвиняемых и осужденных. Для самих участников благотворительной акции это добрая возможность исполнения высокой евангельской миссии: «...в темнице был, и вы пришли ко мне» (Мф. 25, 36).

 

Справки: 8 910 567-90-30, игумен Иоасаф (Сорокин).

 

Официальный сайт Рязанской Епархии 

6 августа 2024 года. Архиерейское богослужение

 

День памяти благоверных князей Бориса и Глеба, отмечаемый 6 августа, в древнейшем кафедральном соборе Рязани, посвященном святым князьям, верующие встречали на Божественной литургии, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

Это торжество имеет в своей основе события, последовавшие за кончиной князя Владимира, когда встал вопрос о его преемнике на Киевском престоле. Князь Святополк, прозванный Окаянным, решил избавиться от других возможных претендентов на власть. Его братья Борис и Глеб знали об этих коварных планах, но не стали скрываться или собирать войска против Святополка, и были жестоко убиты его наемниками.

 

Почти сразу же среди народа начало широко распространяться почитание юных князей, ценой собственной жизни не допустивших братоубийственной распри и междоусобной брани. О подвиге святых братьев Бориса и Глеба, как выразителей важнейших качеств русского человека, о прославлении и почитании князей-страстотерпцев говорил в наставлении по окончании богослужения митрополит Марк:

 

– В настоящее время, дорогие братья и сестры, мы видим, как имя русского человека во многих странах мира подвергается поношению и поруганию. Мы слышим упреки в том, что русские люди – злобные, агрессивные, враждебные. Но это лишь ни на чем не основанные и не подтвержденные историей слова.

 

Сегодня наша Церковь отмечает память святых Бориса и Глеба, и они примечательны по нескольким основаниям. Прежде всего, это первые русские святые, прославленные Церковью после Крещения Руси. Уже потом был прославлен их отец князь Владимир, княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, и многие другие. Но Борис и Глеб стали первыми святыми, которые были восприняты несомненным образом как люди святые. И возник вопрос – каким же образом их можно было прославить?

 

Всем было понятно, что они пострадали, подражая Христу, и вместе с тем, они не были мучениками в обычном смысле этого слова. Дело в том, что слово «мученик» в переводе с греческого языка означает «свидетель». И как правило, мучениками и в древней Церкви, и сейчас называют тех людей, которые несли свидетельство о Христе ценой собственной жизни. Борис и Глеб, строго говоря, страдали не потому что они были христианами, но потому что воспринимались как конкуренты, как препятствие для их властолюбивого брата Святополка, который решил всеми правдами и неправдами взойти на престол князя Владимира. И вот братьев убивают.

 

Символично, что они не захотели распространения пламени братоубийственной войны по их Родине, не захотели вражды, злобы, и поэтому покорились Промыслу Божию, отдавшись на волю Божию. И мы прославляем их как страстотерпцев. Незлобие юных князей, которое имело своим основанием пример незлобия Христа, было их отличительной чертой и вообще является отличительным качеством русского человека, который зачастую стремится скорее пострадать сам, лишь бы не принести беды ближнему.

 

Подобным поведением отличался последний государь Николай Александрович. Он тоже говорил, что если нужно, то он готов стать жертвой, необходимой для блага России. Он говорил это, видя нестроения, скорби, революционные возмущения, происходившие по стране. И отсюда его нежелание постоять за себя, нежелание силой подавить эти выступления. Конечно, русский человек – это крепкий и отважный воин, но вместе с тем, он еще и кроткий, миролюбивый, любящий других и не щадящий своей жизни. И неудивительно, что на протяжении всей истории Русской земли она падала не из-за внешних врагов, но по причине внутренних нестроений.

 

Сегодня, в праздник наших первых русских святых, будем молиться им, чтобы они, павшие в результате гражданской войны, молились за нас всех, за русский народ, чтобы мир и внутреннее единство стали бы непреложным достоянием Русской земли, и чтобы наш народ сохранял в себе монолитную крепость. И только тогда мы сможем одолеть всех внешних врагов, угрожающих нашей Родине.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

28 июля 2024 года. День памяти равноапостольного великого князя Владимира

 

28 июля, в день памяти святого князя Владимира, Крестителя Руси  во всех храмах Русской Православной Церкви звучит праздничный колокольный звон. Он начинается в 12:00 длится пятнадцать минут.

 

Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день равноапостольного великого князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину.

 

Читать подробнее

16 июля 2024 года. День памяти святителя Василия епископа Рязанского

 

 

Памятное место захоронения свт. Василия Рязанского, к югу от алтаря Борисо-Глебского храма, уже несколько веков почитается как одна из главных святынь собора. Заглянем в глубь веков и познакомимся с историей этой святыни, дорогой сердцу каждого православного рязанца.

 

3/16 июля 1295 года Первосвятитель Василий почил и был погребен в Борисо-Глебском соборе. В результате перестроек могила святителя оказалась вне стен храма. В Смутное время, свт. Феодорит перенес их в более защищенное место — за стены кремля Переяславля Рязанского, в Успенский собор. Сразу после перенесения мощей свт. Василия во дворе Борисо-Глебского храма была сооружена «деревянная палатка, ...а в той клети над оным местом учинена гробница деревянная и покрыта полотном синим».

 

К началу XVIII века этот памятник обветшал. 15 января 1712 года подъячий Никита Алтухов обратился к митрополиту Стефану (Яворскому) с просьбой о разрешении построить «каменную палатку». На обороте листа прошения — распоряжение митрополита Стефана: «Дать указ». Получив разрешение, Алтухов выстроил «каменную палатку», просуществовавшую до 1781 года, когда, по решению Борисо-Глебского протоиерея Стефана Васильева, она была разобрана с целью ремонта трапезной кровли и «рундука». Долгое время могила Первосвятителя оставалась без всякого украшения.

 

4 октября 1836 года на средства старосты С.Д. Панова над могилой святителя был устроен новый каменный памятник. Он представлял собой небольшую пирамиду с изображенными по 4-м сторонам клеймами из жития Рязанского чудотворца: на первом — отплытие его на мантии из Мурома, под ним надпись: «В 1294 году Святитель Божий Василий, Первый Епископ Рязанский, по совершении Божественной Литургии и отпетии молебного пения в третьем часу дня оставляет жителей Мурома и на освященной мантии по реке Оке с Муромскою Иконою Богоматери противу речного стремления того же дня в 9-м часу приплывает во град Старую Рязань»; на втором — встреча Первосвятителя в Старой Рязани, под изображением надпись: «Великий Князь Рязанский со всем священным собором встречает и принимает святаго праведнаго Епископа Василия радуяся со всеми православными христианами»; на третьем — прибытие святителя в Переяславль Рязанский, под иконой надпись: «Сей великий иерарх по извещению народному из града старой Рязани, на мантице по Оке приплывает во град Переславль рязанский к собору святых страстотерпцев Благоверных князей Бориса и Глеба, и при оном скончался. Епископствования его было вообще 42 года»; на четвертом — перенесение мощей Первосвятителя от Борисо-Глебского собора в Успенский (Христорождественский), под изображением надпись: «Преосвященный Феодорит архиепископ рязанский в 1609 году переносит святые мощи сего святителя Божия, несколько столетий почивавшие в недрах земли при означенном Соборе, в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы что ныне Рождественский собор. Сей памятник сооружен от усердствующих в единанесятое царствование Благочестивейшаго Государя императора Николая Павловича, в 1836 году на том самом месте, где святитель Божий был погребен и святые мощи его почивали». Памятник был отлит на Мышенкском заводе Калужской губернии и весил около 325 пудов.

 

3 июля 1871 года, по прошению причта и прихожан Борисо-Глебской церкви, Рязанский архиепископ Алексий (Ржаницын) впервый раз в память святителя Василия совершил в соборе Божественную Литургию, а после нее – крестный ход и молебен. После убийства императора Александра II крестный ход был отменен. Тогда архиепископ Палладий (Раев) ходатайствовал перед Св. Синодом о праздновании дня памяти свт. Василия 3/16 июля и разрешении совершать ежегодно 10/23 июня, в день памяти перенесения мощей Первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в Кафедральный собор при участии всего городского духовенства.

 

В начале XX века из Борисо-Глебского храма в Кафедральный собор совершалось 2 крестных хода: 2 мая, в день празднования памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, и 10 июня, в день обретения мощей Первосвятителя.


В раке на северном (левом) клиросе над захоронением Первосвятителя находилась десница святителя Василия Рязанского, которая была оставлена для поклонения верующих еще святителем Феодоритом . В народе говорят, что Господу не угодно, чтобы честные мощи святителя Василия Рязанского были открыты. Есть такое предание: когда в XVIII века поновляли Христорождественский собор (прежний Успенский) попытались, по благословению преосвященного Симона (Лагова) , открыть гроб, вдруг оттуда вышло пламя и едва не опалило близстоящих. Подобное случилось и при святителе Филарете (Амфитеатрове) , когда перестраивали собор в очередной раз.

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.15)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,

с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).

 

КРЕЩЕНИЕ проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.

 

БЕСЕДЫ для крестных родителей проходят в субботу и воскресенье в 15-30 в помещении библиотеки.


БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов.


По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.

 

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает

 

ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ

сеть православных центров помощи для зависимых

 

8 (800) 600-16-93

бесплатно, профессионально, анонимно

 

protivnarko.ru

консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки